|
Тип: Идейно-художественный анализ произведения
Поэма «Василий
Теркин» стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую
традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном
представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на «Евгения
Онегина» соединилась со стремлением представить художественное обобщение
народного характера. Это шло вразрез господствующему в советской литературе
изображению героя как активного строителя или защитника социалистического
государства, носителя общечеловеческих идеалов.
В рядовом солдате,
обыкновенном человеке, Твардовский показал проявившуюся в людях в годы войны
волю, мужество, терпение, способность не терять самообладание в самых отчаянных
ситуациях. С честью выходить из сложных положений Теркину помогает и понимание
того, что
Бой идет, святой и
правый,
Смертный бой не
ради славы,
Ради жизни на
земле!
Поэт любит своего
героя, и эту любовь разделили с ним миллионы читателей по всему миру.
Реалистическая
картина войны создается в поэме на основе множества деталей, «подсмотренных»
автором «по дорогам, где пришлось». Уже в первых главах обрисованы портрет и
быт бойца, его внутренне состояние, окружающая природа, на фоне которой разворачиваются
военные события. Антитезой по отношению к ним являются картины мирной жизни.
Эти эпизоды красочны, радостны, полны жизни, но все они возникают лишь в
воспоминаниях и мечтах.
Фронтовой быт
пехоты суров и беден: бои, бомбежки, минометные обстрелы, скудное вооружение.
Все эти детали конкретны, и на их фоне становятся ощутимее внутренняя жизнь
русского солдата. Его сердце не очерствело на войне: в нем живы чувства к
Родине («матери-старухе»), «боль-мечта» о родном доме, потребность в верной любви
женщины. А «святей и чище» фронтовой дружбы и вовсе ничего нет.
Впечатление
максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи.
Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но
и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика.
Беседы героя
построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает
включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»),
просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для
других персонажей, и для повествования лирического героя. В связи с этим автор
откровенно признает, что слова Теркина имеют обобщенный смысл:
И скажу тебе, не
скрою –
В этой книге там
ли, сям
То, что молвить бы
герою,
Говорю я лично
сам.
Важно, что поэма
имеет фольклорную основу. Наряду с реалистической достоверностью в образе
Теркина присутствует элемент условности, что позволяет сопоставить его с
персонажем сказок и былин. То, что известно о прошлом героя, не может быть
основой для формирования характера, склада ума, знаний.
Теркин –
самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком,
но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с
автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать».
Независимость черт характера от происхождения героя юмористически
подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился».
В тексте поэмы
можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера –
четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения.
Достоинства
русской натуры выявляет национальная беда – война. Подобно героям классиков,
Теркин ощущает себя частицей России. Для него это не просто страна, а «мать-старуха»,
вызывающая потребность нести за нее ответ перед всем миром. Неброские черты
русского пейзажа (леса, поля, канавы, болота, «нещадная стужа» зимой и «луговая
густая трава» летом) тревожат сердце героя. Все возвращает его к мыслям о
мирной жизни. Но поля пусты, трава примята, земля изрыта воронками.
Теркин дорог и
близок не только бойцам, но и читателям, так как он есть воплощение
национального положительного героя.
Поэма «Василий
Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством
стиха. Ее заметил и высоко оценил такой взыскательный, требовательный критик,
как И.А. Бунин. В лице Твардовского русская классическая поэзия получила еще
одного достойного наследника и продолжателя своих лучших традиций. С именем
этого поэта справедливо связывают идеалы правды, честности и благородства.
|