|
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на
одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности
будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к
книге, которую он воспитывал в своих детях. "Целые зимние вечера, – пишет
Твардовский в своей автобиографии, – у нас часто отдавались чтению вслух
какой-либо книги. Первое мое знакомство с "Полтавой" и
"Дубровским" Пушкина, "Тарасом Бульбой" Гоголя,
популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина
произошло таким именно образом".
В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие –
он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после
окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт
участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в
качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с
героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По
словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие
и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные
картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи
Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин – лубочный
персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он
добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и
закуривал, сидя на одной из них, "он врага на штык берет, как снопы на
вилы". Этот Теркин и его однофамилец – герой одноименной поэмы
Твардовского, приобретшего всенародную известность, – несравнимы.
Для некоторых недогадливых читателей Твардовский
впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между
подлинным героем и его однофамильцем: "Заключить теперь нельзя ли, // Что,
мол, горе не беда, // Что ребята встали, взяли // Деревушку без труда? // Что с
удачей постоянной // Теркин подвиг совершил: // Русской ложкой деревянной //
Восемь фрицев уложил!"
Такая лубочная героика была в духе Васи Теркина – героя
юмористической страницы газеты "На страже Родины".
Однако подписи к рисункам помогали Твардовскому добиваться
непринужденности разговорной речи. Эти формы сохранятся и в
"настоящем" "Василии Теркине", значительно усовершенствовавшись,
выражая глубокое жизненное содержание.
Первые замыслы создать серьезную поэму о герое народной
войны, относятся к периоду 1939 – 1940 годов. Но эти замыслы значительно
изменились впоследствии под влиянием новых, грозных и великих событий.
Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в
переломные моменты истории. История и народ – вот главная его тема. Еще в
начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в
поэме "Страна Муравия". Во время Великой Отечественной войны (1941 –
1945) А. Т. Твардовский пишет поэму "Василий Теркин" о Великой
Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на
войне.
Твардовский – поэт, глубоко понявший и оценивший красоту
народного характера. В "Стране Муравии", "Василии Теркине"
созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень
широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной
условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения
в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой
пехотинец из смоленских крестьян.
"Просто парень сам собой // Он обыкновенный".
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени
Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского
периода советско-финской войны (1939 – 1940). Слова героя поэмы: "Я
вторую, брат, войну // На веку воюю".
Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного
героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой.
Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет
с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового
солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится
олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает
ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями. Теркин в
одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной
артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян,
помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом
одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает
немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает: "Не
горюй, у немца этот // Не последний самолет"
Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают
командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа
раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за
жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: "Уберите
эту бабу, // Я солдат еще живой" В образе Василия Теркина объединены
лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу,
любовь к труду.
Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа
собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа.
Интересно, что всем бойцам – независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта
– хорошо с Василием. Где бы он не появился – в бою, на отдыхе, в пути, – между
ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное
расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к
шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя: "И
усевшись под сосной, // Кашу ест, ссутулясь. // "Свой?" – бойцы между
собой, // "Свой!" – переглянулись".
Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно:
он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности
своей персоной.
Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к
вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит,
не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит:
"На-ко, дед, бери, смотри. // Будет резать лучше новой, // Зря инструмент
не кори".
Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со
смертью): "– Я работник, // Я бы дома в дело вник. // – Дом разрушен. // –
Я и плотник. // – Печки нету. // – И печник…" Простота героя – обычно
синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота
имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское
"перетерпим-перетрем" оттеняет его умение преодолевать трудности
просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку
или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т. д. В этой
простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные
черты народного характера.
В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме "Василий
Теркин" находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради
победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют – они смеются,
любят, беседуют друг с другом, а самое главное – мечтают о мирной жизни. Реальность
войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и
страх, жизнь и смерть.
В главе "От автора" изображается процесс
"мифологизации" главного персонажа поэмы. Теркин назван автором
"святым и грешным русским чудо-человеком". Имя Василия Теркина стало
легендарным и нарицательным.
Поэма "Василий Теркин" отличается своеобразным
историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом,
серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из
хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую
часть, вера в победу – вторую, радость освобождения Отечества становится
лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардовский
создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941
– 1945 гг.
Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы,
но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано
тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с
"любого места".
В поэме 30 глав. В двадцати пяти из них полно, всесторонне
раскрывается герой, который попадает в самые разнообразные военные ситуации. В
последних главах Теркин не появляется вовсе ("Про солдата сироту",
"По дороге на Берлин"). Поэт сказал о герое все и не хочет
повторяться, делать образ иллюстративным.
Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и
заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем
приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей
причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.
Твардовский рассказывает о причинах, которые толкнули его на
такое построение поэмы: "Я не долго томился сомнениями и опасениями
относительно неопределенности жанра, отсутствие первоначального плана,
обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между
собою. Не поэма – ну и пусть себе не поэма, – решил я; нет единого сюжета –
пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи – некогда его выдумывать; не
намечена кульминация и завершение всего повествования – пусть, надо писать о
том, что горит, не ждет".
Конечно, сюжет в произведении необходим. Твардовский об этом
отлично знал и знает, но, стремясь донести до читателя "сущую правду"
войны, он полемически заявлял о своем отказе от сюжета в обычном понимании
этого слова.
"На войне сюжета нету… Впрочем, правде не во
вред". Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул
тем, что назвал "Василия Теркина" не поэмой, а "книгой про
бойца". Слово "книга" в этом народом смысле звучит как-то
по-особому значительно, как предмет "серьезный, достоверный,
безусловный", – говорит Твардовский.
Поэма "Василий Теркин" – эпическое полотно. Но в
ней мощно звучат и лирические мотивы. Твардовский мог назвать (и назвал) поэму
"Василий Теркин" своей лирикой, ибо в этом произведении впервые столь
ярко, многообразно и сильно выразился облик самого поэта, черты его личности.
|