Демонстрационный вариант
диагностической работы для учащихся 6-х классов по русскому языку
При выполнении задания следует либо записать ответ в указанном месте, либо обвести номер ответа.
ЧАСТЬ I
Прочитайте текст и выполните задания 1-4, С1 на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).
(1) Долго стою на опушке рядом с елью. (2) Трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажные от ночного тумана. (3) Смотрю, как просыпается небо после сна. (4) Солнце лениво ощупывает макушки деревьев, светится в их сучьях.
(5) Вижу, как паутина серебрится узорным пятном. (6) Но волшебное творение обхожу стороной, и всё-таки волшебные паутинки садятся на лицо и прилипают к одежде.
(7) Я выбираюсь к берёзовой роще. (8) Там ловлю я птиц, смотрю, как живёт лес, пишу свои заметки. (9) Берёзы растворяются в сентябрьском лесу, будто говорят: «Вот, мы всё отдали».
В предложении 8 найдите слово, образованное суффиксальным способом, и запишите его в ответе.
Ответ: ___________________________.
В одном из этимологических словарей Вы можете прочитать следующее: «Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch. И это не простое совпадение; все эти принадлежащие к разным языкам слова восходят к одному общему индоевропейскому корню «bhereg», означавшему «светлый», «белый». Этот корень стал основой для рождения общеславянского слова «berza».
Выпишите из текста части I слово, которое в русском языке является родственным для тех, о которых Вы узнали из этимологического словаря.
Ответ: ___________________________.
Какое из приведённых ниже словосочетаний не относится к именным словосочетаниям (с главным словом, представленным именем существительным, именем прилагательным и т.д.)? Запишите его в ответе.
|
долго стою
|
|
слегка влажные
|
|
влажные от тумана
|
|
ночного тумана
|
|
макушки деревьев
|
Ответ: ___________________________.
Из предложения 8 выпишите второстепенный член предложения определение.
Ответ: ___________________________.
Напишите о том, какой смысл вложил автор текста части I в следующее высказывание: «Вот, мы всё отдали». Ответ оформите в виде связного высказывания.
Ответ запишите на отдельном подписанном листе, обязательно указав номер задания – С1.
ЧАСТЬ II
В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст? Ответ запишите в виде последовательности букв (без запятых).
А) Но проходили минуты, прошёл час, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережал напряжённо работающую машину.
Б) Казалось, что вот-вот настигнет теплоход живую топь луны, сомнёт её, срежет плугом носа.
В) Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
Г) Ночью впереди теплохода на гладкой воде росчерком играл лунный блик.
Ответ: ___________________________.
Ученик 6 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Имя существительное». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика:
«Имя существительное – это часть речи, которая
|
1)
|
является самостоятельной частью речи
|
|
2)
|
отвечает на вопросы кто? что?
|
|
3)
|
обозначает предмет
|
|
4)
|
изменяется по родам, числам и падежам»
|
Приведите пример любого глагола из текста задания 5 и докажите, что это глагол. Для доказательства приведите не менее двух аргументов. Ответ оформите в виде связного высказывания.
Ответ запишите на подписанном листе, обязательно указав номер задания – С2.
ЧАСТЬ III
Прочитайте текст и выполните задания 7-10, С3 на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).
(1) К дрозду у меня особенное отношение. (2) Появилось оно ещё в далёком детстве, когда я только открывал для себя лес.
(3) Хорошо вечером у костра! (4) Тишина и сумерки заволокут весь лес. (5) А между землёй и небом на самую маковку ели взлетит голосистый дрозд и начнёт высвистывать свои песни. (6) Неторопливые высвисты эти завершают всякий суматошный день, настраивают на ночной покой.
Укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
Ответ: ___________________________.
Ольга заполняет таблицу словами из текста. Какие слова необходимо ей записать в пустую ячейку таблицы? Запишите их в ответе (без запятой).
|
Характеристика слова
|
Пример
|
|
в слове есть ударный гласный звук [ А ]
|
тишина
|
|
в слове есть безударный гласный звук [ А ]
|
|
|
меня
|
|
себя
|
|
самую
|
|
ночной
|
|
покой
|
Ответ: ___________________________.
Ребята подбирали из текста примеры слов одного и того же лексико-грамматического разряда имён прилагательных или местоимений. В каком ряду они допустили ошибку?
|
1)
|
особенное, далёком, голосистый
|
|
2)
|
неторопливые, суматошный, ночной
|
|
3)
|
(у) меня, оно, я
|
|
4)
|
весь, самую, всякий
|
В тексте части III укажите номера предложений с однородными членами предложения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (без запятых).
Ответ: ___________________________.
Представьте, что Вам необходимо собрать информацию о слове «маковка». Укажите два типа словарей, в которых содержится информация о слове «маковка», и напишите о том, какую именно информацию об этом слове вы можете из них почерпнуть. Ответ оформите в виде связного высказывания.
Ответ запишите на подписанном листе, обязательно указав номер задания – С3.
ЧАСТЬ IV
Укажите слово, форма родительного падежа множественного числа которого образована неправильно.
|
1)
|
помидоров
|
2)
|
носок
|
3)
|
чулок
|
4)
|
килограммов
|
Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется буква И.
|
1)
|
пр…думать, пр…сесть, пр...красный
|
|
2)
|
пр…дорожный, пр…града, пр…клеить
|
|
3)
|
пр…сутствовать, пр…крыть (дверь), пр…лечь
|
|
4)
|
пр…вет, пр…мудрый, пр...бежать
|
Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.
|
1)
|
со…ый, румя…ый, искре…ий
|
|
2)
|
гуси…ый, исти…ый, ветре…ый
|
|
3)
|
оловя…ый, песча…ый, сви…ой
|
|
4)
|
лошади…ый, нефтя…ой, си…ий
|
В каком слове НЕ пишется слитно?
|
1)
|
ничуть (не) гордый
|
|
2)
|
(не) друг, а враг
|
|
3)
|
(не) вежественный
|
|
4)
|
(не) чувствовал
|
Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания при прямой речи.
|
1)
|
«Слово – это поступок», - утверждал Лев Толстой.
|
|
2)
|
Философ Аристотель писал: «Если хочешь узнать человека, заговори с ним».
|
|
3)
|
«Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу» - сказала первая дочь.
|
|
4)
|
Учитель не раз говорил: «А.С. Пушкин – наш национальный гений».
|
Задания 16 и С4 выполняются на основе приведённого текста.
На светло(голубом) неб.. берёзы пл..няют солн..чной окраской в..ршин белой корой. Даже отсюда мы видим как высохла осен..яя роща. Сейчас г..рит она ж..лтым плам..нем но скоро угасн..т игра её тёплых тонов.
Выберите верную характеристику текста.
|
1)
|
текст научного стиля речи
|
|
2)
|
текст разговорного стиля речи
|
|
3)
|
текст художественного стиля речи
|
|
4)
|
текст официально-делового стиля речи
|
Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С4.
|