Демонстрационный вариант
диагностической работы для учащихся 6-х классов по русскому языку
Для заданий А1-А10 обведите номер правильного ответа.
А1 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А) Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.
Б) Теперь многие муравьи спаслись – побежали на песок, на сосновые иглы.
В) Я бросил в костер гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Г) Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.
(По А.И. Солженицыну)
|
1)
|
А, Г, Б, В
|
2)
|
В, Г, А, Б
|
3)
|
В, А, Г, Б
|
4)
|
Г, В, А, Б
|
А2 Ученик 6 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Имя существительное». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика:
«Имя существительное – это
-
самостоятельная часть речи
-
часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
-
часть речи, которая обозначает предмет
-
часть речи, которая изменяется по родам, числам и падежам»
А3 Ольга заполняет таблицу словами. Укажите, какое слово (из перечисленных) подходит для записи в пустую ячейку таблицы.
|
Гласный звук в слове:
|
ударный
|
|
[ О ]
|
долгий
|
|
[ А ]
|
|
|
1)
|
средства
|
2)
|
диалог
|
3)
|
банты
|
4)
|
алфавит
|
А4 Ребята приводили примеры слов одного и того же лексико-грамматического разряда имен прилагательных (качественных, относительных или притяжательных). Учитель совершенно справедливо не согласился с некоторыми примерами. В каком ряду содержатся подобные неправильные примеры?
-
светлый, вежливого, аккуратен, редкая
-
сухим, деревянной, ананасовую, синего
-
лисий, тётина, муравьиного, отцовыми
-
деревенское, московской, песчаным, стеклянные
А5 Укажите сложное предложение с тремя грамматическими основами.
|
1)
|
В одном сказочном городе жили коротышки, все называли их так, потому что они были очень маленькие.
|
|
2)
|
Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.
|
|
3)
|
Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.
|
|
4)
|
Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и несут по кусочкам домой.
|
А6 Укажите слово, форма родительного падежа множественного числа которого образована неправильно.
|
1)
|
помидоров
|
2)
|
носок
|
3)
|
чулок
|
4)
|
килограммов
|
А7 Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется буква И.
|
1)
|
пр…думать, пр…сесть, пр...красный
|
|
2)
|
пр…дорожный, пр…града, пр…клеить
|
|
3)
|
пр…сутствовать, пр…крыть (дверь), пр…лечь
|
|
4)
|
пр…вет, пр…мудрый, пр...бежать
|
А8 Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.
|
1)
|
со…ый, румя…ый, искре…ий
|
|
2)
|
гуси…ый, исти…ый, ветре…ый
|
|
3)
|
оловя…ый, песча…ый, сви…ой
|
|
4)
|
лошади…ый, нефтя…ой, си…ий
|
А9 В каком слове НЕ пишется слитно?
|
1)
|
ничуть (не) гордый
|
|
2)
|
(не) друг, а враг
|
|
3)
|
(не) вежественный
|
|
4)
|
(не) чувство
|
А10 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания.
|
1)
|
«Слово – это поступок», - утверждал Лев Толстой.
|
|
2)
|
Философ Аристотель писал: «Хочешь узнать человека – заговори с ним».
|
|
3)
|
«Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу» - сказала первая дочь.
|
|
4)
|
Учитель не раз говорил: «А.С. Пушкин – наш национальный гений».
|
Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания
на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).
(1) Долго стою на опушке рядом с елью. (2) Трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажные от ночного тумана. (3) Смотрю, как просыпается небо от ночного тумана.
(4) Солнце лениво ощупывает макушки берез, светится в сучьях лиственниц, что высоко стоят над лесом. (5) Паутина серебрится узорным пятном.
(6) Не желая разрушать волшебное творение, обхожу его стороной, но всё-таки волшебные паутинки садятся на лицо и прилипают к одежде. (7) Надо мне выбраться к березовой роще. (8) Там ловлю я птиц, смотрю, как живет лес, пишу свои заметки.
(9) На светло-голубом сентябрьском небе березы пленяют светлой и солнечной окраской вершин, белой корой стройных стволов. (10) Даже отсюда видно, как сухо и тепло в березовой роще, словно горит она спокойным желтым пламенем, жаль, что скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез, угаснет игра тёплых тонов. (11) Ведь облетев, березы растворяются в лесу, будто говорят: «Вот, мы всё отдали».
(По Н. Никонову)
В1 Определите стиль речи.
Ответ: ___________________________.
В2 В предложении 8 найдите слово, образованное суффиксальным способом, и запишите его в ответе.
Ответ: ___________________________.
В3 В одном из этимологических словарей Вы можете прочитать следующее: «Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch. И это не простое совпадение; все эти принадлежащие к разным языкам слова восходят к одному общему индоевропейскому корню «bhereg», означавшему "светлый"», «белый». Этот корень стал основой для рождения общеславянского слова «berza».
Выпишите из текста Н. Никонова слово, которое в русском языке является родственным для тех, о которых вы узнали из этимологического словаря.
Ответ: ___________________________.
В4 Определите, какие из приведенных словосочетаний не относятся к именным (с главным словом, представленным существительным, прилагательным и т.д.). В ответе укажите только цифры, под которыми они указаны.
|
1)
|
в березовой роще
|
|
2)
|
горит пламенем
|
|
3)
|
скоро сникнут
|
|
4)
|
костры берез
|
Ответ: ___________________________.
В5 Из предложения 8 выпишите второстепенный член предложения определение.
Ответ: ___________________________.
С1 Напишите о том, как Вы понимаете смысл высказывания: «Вот, мы всё отдали». При ответе опирайтесь на текст автора. Объем Вашего текста должен быть не менее 50 слов.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
|