Понедельник, 01.12.2025, 21:44Приветствую Вас Гость | RSS
Крупчикова Елена Анатольевна
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [51]

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

1. Субъектность ученика начальной школы
Субъектность ученика начальной школы как условие формирования ключевых компетенций 1. Субъектность ученика начальной школы Главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы. Традиционные методы, заключающиеся в передаче знания от учителя к ученику в процессе учебной деятельности, приводящие к усвоению материала, не прибегая к использованию диалогического метода, новым инновационным технологиям, не отвечают требованиям предъявляемым учащимся, уровень которых возрастает с каждым годом. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. И я , как учитель начальной школы, в первую очередь должна заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В условиях качественно новой образовательной ситуации – ориентации на субъект – субъектные отношения участников учебной деятельности – проблема развития младшего школьника как субъекта стала одной из главных задач образования. Часто задумываемся над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые знания без усилий? И, как многие учителя, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают отвлекаться, теряют интерес к учению. Вот почему на уроках нужно вовлекать детей в учебную деятельность, чтобы ребёнок мог сам участвовать в добывании знаний, т.е становился субъектом учебной деятельности. И это вовлечение в учебную деятельность происходит на протяжении всей школьной жизни ребенка, но фундамент этого закладывается, безусловно, в первом классе. Современное начальное образование связано с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности, возникает противоречие между новой позицией ученика как субъекта учения и привычной позицией учителя, для которого ученик остается объектом обучения. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей потому, что в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. В учебной деятельности младшего школьника как ведущего типа деятельности формируется не только его отношение к себе, к другим людям, к обществу, но и осуществляется развитие самого себя, то есть он становится субъектом учебной деятельности. Понятие “субъект” является особой категорией, описывающей человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Субъект учебной (и любой другой) деятельности – человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности. Для выпускника начальной школы субъектность – это способность «учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития», т.е. сформированность комплекса умений: самоцелеполагания, самопрогнозирования, самоорганизация, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, самоанализа. Таким образом, становление субъектности ученика связано с формированием у него компонентов учебной деятельности. Поэтому особое место в учебном процессе я отвожу применению деятельностного подхода, который обеспечивается системой дидактических принципов. Воспитательные воздействия могут быть эффективными лишь в том случае, когда личность осознает, принимает их, проявляет активность. Соответственно, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектности ребенка по отношению к себе, ко всем своим действиям, к обществу - качества, предполагающего не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на себя, свой потенциал личностного развития. Активность, самостоятельность, инициативность становятся ведущими в определении направленности развития в современных условиях. Данные качества помогают в самоорганизации, саморегуляции личности, становлении самосознания: в умении рационально действовать и принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях. Развитие субъектности младших школьников на уроке осуществляются на различных этапах моей работы. Подробно мне хотелось бы остановиться на этапах деятельности учащихся при открытии новых знаний, т.к. «уроки открытия нового знания» часто встречается в начальной школе. На данном типе урока применима метапредметная техника «Знающего незнания» (Я знаю, что это не знаю…). Осваивая ее, учащиеся выделяют зону незнаемого в том, что они уже знают, учатся управлять процессом познания. Важно чтобы ребенок сформулировал, что не знает, наметил зону, где может получить и применить знание. На таких уроках можно использовать работу в парах, а в дальнейшем, и в группах. На этапе самоопределения к деятельности ставлю цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Поэтому на каждом уроке уделяю внимание целеполаганию, мотивации. Дети работают под влиянием личностно принятой учебной цели «научиться…»,«узнать и знать…», «применять…».В этом им помогают опоры, которые постоянно находятся на доске перед глазами детей. Этап - актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель этапа – это повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого. На следующем этапе происходит обсуждение затруднения, проговаривание, для того чтобы учащиеся сформулировали цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. На этапе самостоятельной работы перед детьми ставлю цель - сделать вывод о том, что он уже имеет. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном. В завершении организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этого этапа состоит в ситуации успеха, мотивирующей его к дальнейшей самостоятельной учебной работе. В результате деятельности учащихся на этапе самостоятельной работы развивается самообучение. Включение нового знания в систему знаний и повторение, следующий этап. Его цель - уточнение существенных особенностей нового знания, его роли и месте в системе изученных ранее знаний. Учащимся предлагается из набора заданий выбрать те, которые содержат новое учебное действие, а затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с ранее изученными. Важным этапом урока является рефлексия учебной деятельности. Его цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. На данном этапе соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. На последнем этапе использую вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие получились результаты? - Что нужно еще сделать? - Где можно применить новое знание? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем надо еще поработать? Так как рефлексия является своеобразным показателем активности школьника как субъекта учебной деятельности использую разнообразные приемы рефлексии. На данном этапе идет развитие таких свойств субъектности, как самоанализа и самокоррекции. Таким образом применяя деятельностный подход, можно формировать умения, которые способствуют развитию младших школьников как субъекта учебной деятельности. Учебная информация должна быть ориентированы на конкретные жизненные ситуации и на формирование умения действовать в любых обстоятельствах. Сформировать эти действия у ребенка можно при выполнении заданий творческого характера. Этому способствует развитие творческих способностей. Во внеклассной деятельности с учащимися использую различные виды работы. Исследовательская деятельность включает детей в самостоятельный исследовательский поиск. Результатом данной деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся способов деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний, а в результате происходит и развитие субъектности учащихся. Таким образом, использование деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет: - развивать субъектность младших школьников; - системно формировать обще учебные умения, зафиксированные как в действующих ФГОСах; - школьникам ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей осваивать ученикам структуру учебной деятельности в ее целостности. 2. Формирование ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки, способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с первого класса. Начальная школа призвана посадить зернышко доверия в образовательном процессе, с заботой и теплотой взращивать ростки будущей самостоятельной личности. Конечно, как и во всякой сфере деятельности, необходимо расставить приоритеты. Поэтому я остановлюсь на формировании тех компетенций, которые необходимы для того, чтобы выпускник начальной школы смог легко адаптироваться к уже более самостоятельной среде обучения (переходу в среднюю школу). Все дети знают о своих правах, но мало кто из них задумывается о том, какие обязанности должны выполнять, чтобы быть полноправным гражданином своей страны, членом ученическом коллектива, человеком, с которым считаются в семье. Поэтому формирование коммуникативных компетенций – одно из приоритетных в начальной школе. Коммуникативные компетенции — это когда дети умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель). Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций. Я учу детей общаться, взаимодействовать с окружающими людьми, причем не только со сверстниками, но и взрослыми. Здесь очень хочется обратить внимание на формирование умений работать в группе, принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию, вырабатывать способность принимать совместные решения, находить консенсус, нести ответственность за принятое решение, уметь договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы. Достижению положительных результатов в этом направлении способствует не что иное, как учебное проектирование, которое я активно использую в своей методике учителя начальных классов. Следующей значимой для начальной школы компетенцией являются учебно-познавательные. Я стараюсь своих учеников научить самостоятельно планировать свою деятельность, способности к самореализации, активности в выборе деятельности, способности к самообразованию. Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности мои ученики овладели навыками продуктивной деятельности. Что же я могу здесь развить? Я могу научить детей учиться, то есть учить себя: а именно: прививать самостоятельность, предлагать найти не одно решение какой-либо значимой задачи, частично “добывать” информацию, необходимую для постижения чего-то нового, не останавливаться в своем развитии, каждый день получать порцию нового, неизведанного, а потому интересного. Немало важным умением, которое я формирую у своих учеников, оценивать свою работу, свои достижения. Отсюда вытекает следующий приоритет – компетенция личностного самосовершенствования. Здесь очень важен пример, который видит перед собой ребенок: на доступном пониманию младшим школьником тех или иных целей, формировать такие ценности, которые требуют развития на протяжении всей жизни, а именно осознание того, что человек должен учиться постоянно, чтобы самосовершенствоваться. Формирование ценностных компетенций достигается через интеграцию учебных предметов различных образовательных областей. Например, Цель программы «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места человека на основе научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой. В курсе «Окружающий мир» заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Главная цель школьного предмета «Литературное чтение» - помочь учащимся найти себя в этом мире. Стать человеком, соответствующим и личным задаткам, и общественному запросу. Объекты, факты, явления представляются в виде образов, изучая, которые под руководством учителя ребёнок познаёт окружающий мир, самого себя. Таким образом, интеграция предметов представляет возможность для накопления опыта, деятельности и формирования эмоционально-ценностных компетенций. информационная компетенция позволяет:  принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;  самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;  самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий;  обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);  использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Уровень общекультурной компетенции позволяет ученику младшего школьного возраста контролировать свое коммуникативное поведение, управлять выражением своих эмоций, выслушивать мнение партнеров по общению, поддерживать тему разговора, получать и передавать информацию. Ученик младшего школьного возраста, имеющий высокий уровень общекультурной компетенции, обладает потребностью в общении и установлением контактов с другими людьми; желанием быть в центре внимания. Он свободно может поддержать тему разговора, получить и передать информацию. Данный уровень предполагает владение культурой речи, умением строить свои высказывания грамотно, логично. Для достижения нового качества образования я стараюсь так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Система, сложившаяся за годы моей работы, помогает умело и последовательно развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию знаний, развивать творческие способности, коммуникативные умения, необходимые для проявления себя в современной действительности.
Категория: Мои статьи | Добавил: Elena65 (21.01.2019)
Просмотров: 166 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск